Подкрепить поведение, которое уже имеется, чтобы оно возникало чаще, —
это понятно, но как обучающим заставить своих подопечных делать то, что
случайно может ни когда и не возникнуть? Как заставить собаку сделать сальто
назад или дельфина прыгнуть через обруч?
Когда дело касается собак, делающих сальто, дельфинов, прыгающих через
обруч, или людей, бросающих баскетбольный мяч в кольцо, то эти действия уже
совершаются в процессе выработки. Выработка же состоит в том, чтобы
использовать малейшую тенденцию изменений поведения в нужном направлении и шаг
за шагом сдвигать ее к поставленной цели. На лабораторном жаргоне это
называется последовательное приближение. Процесс выработки возможен потому, что
поведение живых существ вариабельно. Что бы живое существо ни делало, в одних
случаях оно выполняет это более энергично, чем обычно, а в других случаях —
наоборот. Неважно, сколь сложно и трудно то окончательное поведение, которое вы
хотите выработать, вы всегда можете, установить ряд последовательных целей,
найти какое-либо поведение, которое осуществляется уже сейчас, и использовать
его как первый шаг.
Например представим, что я решила обучить цыпленка "танцевать".
Я могу начать с наблюдения за естественными движениями цыпленка и давать ему
подкрепление всякий раз, как он повернется налево. Скоро первая цель будет
достигнута: цыпленок начнет поворачиваться налево гораздо чаще, а вследствие
вариабельности эти повороты будут то меньшими, то большими. Теперь я могу
избирательно подкреплять только более выраженные движения налево — например
поворот на четверть круга. Когда эти движения станут преобладающими,
естественная вариативность обусловит то, что некоторые повороты будут
совершаться менее, чем на четверть круга, а некоторые будут приближаться к
половине круга. Я могу повысить критерий, выдвинуть новую задачу и начать
отбирать повороты на полкруга и более. Когда цыпленок обучится совершать
несколько полных поворотов на большой скорости за одно подкрепление, я могу
считать, что достигла своей конечной цели — танцующего цыпленка. Мы все хорошо
знакомы с выработкой поведения, являясь участниками или объектами этого
процесса. — Попросту говоря, большая часть воспитания ребенка — процесс
выработки поведения. Обучение различным физическим навыкам — от тенниса, до
печатанья на машинке — представляет из себя в основном выработку поведения. Мы
находимся в процессе выработки или, по крайней мере, стараемся что- либо
выработать всякий раз, когда упражняемся в чем-либо, начиная от публичного
выступления, кончая игрой на фортепьяно. Мы находимся в процессе выработки и
тогда, когда пытаемся изменить свое поведение — бросить курить, быть менее
застенчивым, лучше распоряжаться деньгами. Достигли или не достигли мы успеха в
формировании какого-либо поведения у себя или кого-то другого, в конечном счета
зависит не от нашего искусства, а от настойчивости. Музыкальный критик газеты
"Нью-Йорк Таймс" писал об одном европейском дирижере, который не
будучи великим музыкантом добивался необыкновенной музыки, заставляя свой
оркестр репетировать каждый концерт в течение целого года. Большинство из нас
может достичь определенного совершенства почти в любой деятельности, если
потратить на это достаточно времени.
Но это скучно. Разве мы не хотим всегда обучиться новому — катанию на
лыжах, игре на пианино, как и любой другой деятельности — как можно быстрее?
Конечно, хотим, и вот тут все дело в правильной выработке навыка. Далее, разве
мы не предпочитаем избежать вообще или сократить до минимума повторения?
Опять-таки, конечно же, но некоторые физические навыки требуют повторения, потому
что мускулы "учатся" медленно, и требуется многократное повторение
движений, прежде чем они станут совершаться с легкостью. Но даже в этом случае
хорошо спланированная программа выработки может свести до минимума необходимую
тренировку и сделать значимым каждый момент практических занятий тем самым
чрезвычайно ускоряя совершенствование. И наконец, в спорте, музыке и других
творческих устремлениях вы можете захотеть развить не только стабильное
выполнение навыка, но и выполнение на том наивысшем уровне, который доступен
вам или тому, кого вы обучаете. В этом случае правильное использование законов
направленной выработки может быть решающим.
Есть два аспекта выработки: первый способ и приемы, то есть
последовательность шагов, необходимых для выработки типа поведения, и второй —
закономерности или правила, предписывающие, как, когда и почему эти типы
поведения должны подкрепляться.
Большинство тренеров, большинство книг о тренировке и большинство тех,
кто обучает тренеров, — имеет дело потом исключительно со способом или приемом.
"Возьмите в руки клюшку для гольфа как показано на рисунке",
"Подведите прицел винтовки под нужное место мишени", "Никогда не
наклоняйтесь в горах", "Взбивайте яйца металлическим венчиком по
часовой стрелке" Это прекрасно. Эти приемы обычно складываются годами при
участии многих людей, путем проб и ошибок, и поэтому они оптимальны. В самом
деле вы будете более уверенно сидеть на лошади, если пятки у вас опущены, а мяч
для гольфа будет послан вами дальше, если вы хорошенько отклонитесь в сторону
замаха. Если вы заинтересованы в том, чтобы овладеть каким-либо навыком, я могу
вас уверить, что вы извлечете максимум возможного от устоявшихся приемов
выполнения действий, которые включаются в данный навык, почерпнув это из книг,
от преподавателей, инструкторов и наблюдая или изучая действия других людей.
Другую сторону выработки составляют закономерности, которые регулируют сам
процесс обучения: когда надо поднажать, когда подослабить обучение; как
наиболее эффективно повышать критерии, что делать, если возникли затруднения,
и, вероятно, самое главное — когда остановиться. В этих вопросах обычно
полагаются на интуицию и опыт тренеров или инструкторов, на случай или удачу.
Между тем именно успешность применения этих закономерностей определяет разницу
между просто хорошим и великим преподавателями, между радостным, быстрым и
успешным обучением и обучением, приводящим к срывам, медленным, скучным и
неприятным. Хороший процесс выработки, а не только хорошие приемы, делают
обучение эффективным.
|